Любой строительный процесс связан с определенным риском для здоровья, поэтому огромное внимание всегда уделяется обеспечению максимально возможного уровня безопасности. Тем более – когда речь идет о работах, производимых на высоте. Поэтому все строительные люльки выпускаются с огромным запасом прочности – приблизительно в 5 раз больше нормы. Однако даже такие серьезные меры не дают полной гарантии.
Механизмы предварительной блокировки – принципиально важный элемент в системе безопасности фасадных люлек. Фактически это устройство, которое в случае любой форсмажорной ситуации (например, разрыве троса – к сожалению, и такое случается) блокирует трос. Различают два различных вида механизмов блокировки.
- От опрокидывания. Этот тип блокировки автоматически сработает в том случае, если люлька по каким-то причинам отклонилась от нормального положения на 9 градусов и выше (рекомендуемый наклон – от 3 до 8 градусов). Механизм состоит из нескольких элементов – тросового зажима, торсионной пружины, ролика, поворотного рычага, а также муфтовой плиты и кронштейна. На первый взгляд схема может показаться сложной и запутанной, но на самом деле принцип ее работы достаточно прост. В обычной ситуации основной трос оказывает на рычаг значительное давление; в экстренных случаях давление резко падает, и рычаг захлопывает тросовый зажим. Таким образом зажим образует практически единое целое с торсионной пружиной и вспомогательным тросом, препятствуя падению люльки.
- Другой вид блокировки, основанный на ограничении центробежной силы, применяется для страховки люлек, подвешенных за одну точку. Здесь механизм активируется в том случае, если люлька спускается по тросу со слишком большой скоростью. Максимально допустимый темп – 22 метра в минуту. Специальный ограничитель приводит в действие зажим, который блокирует предохранительный трос через короткий отрезок спуска (до 20 см).
Нельзя забывать о том, что системы безопасности строительных люлек имеют свойство со временем изнашиваться. Поэтому каждый год механизм проверяется специалистом, который выявляет возможные неполадки, заменяет нужные части и ставит соответствующую отметку. Если механизм эксплуатируется с повышенной интенсивностью или в непривычных условиях, сеансы проверки и ремонта фасадных подъемников стоит проходить дважды в год.